№ 194 от 30.07.2024
Приложение 1 к приказу
Исполняющего обязанности Министра просвещения
Республики Казахстан
от «___»________ 2024 года
№ ____
Программа воспитания «Біртұтас тәрбие» в организациях образования
Введение
Раздел 1. Цель и задачи Программы
Раздел 2. Методологические основы Программы
Раздел 3. Содержание Программы
Раздел 4. Реализация Программы воспитания
Введение
В своем выступлении на втором заседании Национального курултая «Әділетті Қазақстан – Адал азамат» Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что новое качество нации формируется только через развитие образования, науки, культуры и в связи с этим необходимо уделить особое внимание воспитанию подрастающего поколения, культивировать в детях общечеловеческие и национальные ценности. Для реализации поставленной задачи в 2023 году разработана и внедрена во всех организациях образования Программа воспитания «Біртұтас тәрбие».
На третьем заседании Национального курултая «Адал адам – Адал еңбек – Адал табыс» Президент Республики Казахстан К. Токаев обозначил инициативы модернизации государства. Обозначены единое видение развития государства и консолидация усилий общества на его достижение, вместе с этим, образ будущего нашей страны отражается в триаде: «Справедливый Казахстан – Ответственный гражданин – Прогрессивная нация». Данные составляющие триады тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, выражают стратегический курс модернизации и дальнейшего развития страны, который направлен на формирование справедливого государства с сильными демократическими институтами и развитой правовой системой, обеспечивающей торжество закона и порядка – фундаментального принципа нашей политики. Это возможно в условиях общества равных возможностей для всех и каждого, в котором ответственные граждане усердным трудом вносят свой весомый вклад в развитие нашей страны.
Для построения прогрессивного государства необходимо, чтобы наши граждане воплощали в себе стремление к созиданию и инновационное мышление. В связи с этим идеалом воспитания молодежи становится «Адал азамат». Это способствует воспитанию честных и справедливых граждан, которые ставят на первое место добросовестный труд и общественное благо. Это возможно через развитие ценностей, таких как ответственность и честность, трудолюбие и профессионализм, созидание и новаторство.
Таким образом, идея «Справедливый Казахстан» направлена на создание справедливого общества, в котором каждый гражданин имеет равные возможности для самореализации и успеха. Для реализации этой цели необходимо развивать у детей и молодежи такие ценности, как независимость и патриотизм, единство и солидарность, а также уважение к закону и порядку.
Идея «Прогрессивная нация» ориентирована на формирование нации, способной адаптироваться к изменениям и использовать инновационные технологии для достижения успеха через развитие у детей и молодежи таких ценностей, как креативность и инновационное мышление, профессиональное развитие и образование, сотрудничество.
Идея триады «Справедливый Казахстан - Ответственный гражданин - Прогрессивная нация», призвана воспитать новое поколение граждан, готовых к вызовам современного мира. Эти идеалы позволят создать справедливое, процветающее и инновационное общество, в котором каждый гражданин будет чувствовать свою значимость, ответственность и вклад в общее дело.
Данные идеи и ценности становятся основой Программы воспитания «Біртұтас тәрбие» (далее – Программа) и определяют основные цель и задачи, способствующие формированию личности обучающегося на основе ценностно-ориентированного и компетентностного подходов.
Прогрессивное развитие страны зависит от подрастающего поколения, Глава государства К.Токаев в своем выступлении особое внимание уделил их воспитанию, а также определил ключевые ценности, определяющие образ нации:
независимость и патриотизм;
единство и солидарность;
справедливость и ответственность;
закон и порядок;
трудолюбие и профессионализм;
созидание и новаторство.
Воспитание подрастающего поколения – это одна из важнейших задач государства, поскольку от того, какие ценности будут заложены в детей и молодежь, зависит будущее нашей нации.
Поэтому ценности воспитания Программы основаны на установке модернизации страны «Справедливость – как принцип, ответственность – как основа, прогресс – как цель».
Раздел 1. Цель и задачи Программы
Цель Программы:
формирование гармонично развитой личности обучающегося на основе ценностей казахстанской культуры, через развитие духовно-нравственных качеств, гражданской ответственности и патриотизма, добропорядочности и добросовестности.
Задачи Программы:
Воспитание духовно-нравственных качеств:
формирование любви к Родине, своему народу, его истории и культуре;
воспитание уважения к государственным символам Республики Казахстан;
развитие честности, справедливости, доброты, заботы, милосердия и других нравственных качеств;
формирование бережного отношения к природе и окружающей среде.
Развитие гражданской ответственности и патриотизма:
воспитание чувства гордости за свою страну и ее достижения;
формирование сознательного отношения к своим обязанностям перед семьей, обществом и государством;
развитие готовности защищать свои права и свободы, а также права и свободы других людей;
активное участие в социально значимой деятельности.
Формирование добропорядочности и добросовестности:
воспитание честности и справедливости в поведении и отношениях с окружающими;
развитие ответственности за свои поступки и слова;
формирование трудолюбия и стремления к самосовершенствованию;
воспитание уважения к чужому труду и собственности.
Создание условий для гармоничного развития личности обучающегося:
обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению каждого обучающегося;
создание благоприятного психолого-педагогического климата в образовательной среде;
поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
вовлечение семьи в воспитательный процесс.
Раздел 2. Методологические основы Программы
Реализация Программы основана на ценностно-ориентированном и компетентностном подходах. Они нацелены на интеграцию обучения, воспитания и развития, способствуя формированию у обучающихся навыков и ценностей, необходимых для успешной жизни в современном обществе.
Ценностно-ориентированный подход к воспитанию основан на формировании у обучающихся системы ценностей, которые определяют их мировоззрение, поведение и отношение к окружающему миру. Ключевыми ценностями, определяющими моральный выбор, поведение и деятельность обучающихся являются независимость и патриотизм, единство и солидарность, справедливость и ответственность, закон и порядок, трудолюбие и профессионализм, созидание и новаторство. Ключевые ценности отражают содержание воспитания в рамках реализации Программы и должны быть интегрированы в содержание образования для обеспечения единства обучения, воспитания и развития обучающихся.
В рамках реализации компетентностного подхода на основе воспитания ключевых ценностей у обучающихся должны развиваться ключевые компетенции, которые в совокупности определяют модель выпускника:
продвижение национальных интересов, а это означает готовность внести свой вклад в развитие своей родины, защищать и продвигать национальные интересы своей страны;
эффективные коммуникации, а именно готовность эффективно сотрудничать с другими, способствуя инклюзивности и единству в различных социальных средах посредством общения, сочувствия, командной работы и навыков разрешения конфликтов;
служение обществу ‒ готовность внести добровольный вклад в развитие общества, используя этические, социально и культурно приемлемые практики;
гражданский долг, это, в первую очередь, уважение и следование нормам общества, демонстрируя этическое поведение, честность и приверженность поддержанию верховенства закона;
инновационное мышление – стремление к достижению высоких результатов и готовность проявлять усердие в преодолении препятствий, освоении новых навыков и полной реализации своего потенциала, тем самым подготавливая их к успеху в будущих начинаниях;
креативность, то есть способность генерировать оригинальные, полезные и соответствующие контексту идеи и нетрадиционные эффективные способы решения проблем.
Ценностно-ориентированный и компетентностный подходы к воспитанию взаимодополняют друг друга, способствуя формированию всесторонне развитой личности, готовой к жизненным вызовам и успешной социализации.
Раздел 3. Содержание Программы
Развитие ценностей обучающихся системно реализуется в условиях учебно-воспитательного процесса организаций образования. Реализация этой задачи возможна через содержание образования, организацию и проведение классных и внеклассных мероприятий.
Регулярные мероприятия, проводимые ежемесячно, должны быть направлены на формирование целостной личности обучающихся:
Сентябрь – месяц трудолюбия и профессионализма;
Октябрь – месяц независимости и патриотизма;
Ноябрь – месяц справедливости и ответственности;
Декабрь – месяц единства и солидарности;
Январь – месяц закона и порядка;
Февраль – месяц созидания и новаторства;
Март – месяц независимости и патриотизма;
Апрель – месяц трудолюбия и профессионализма;
Май – месяц единства и солидарности.
Системная и комплексная работа по формированию ценностей у обучающихся включает в себя мероприятия, реализуемые ежедневно и еженедельно в учебно-воспитательном процессе:
ежедневно:
«Ұлттық ойын – ұлт қазынасы» – организация свободного времени обучающихся в течение перемен в виде игры – асық, тоғызқұмалақ, бес тас и др.
«Өнегелі 15 минут» – проведение родителями в течение 15 минут ежедневной индивидуальной беседы со своим ребенком на одну из актуальных нравственных тем.
«Үнемді тұтыну» – формирование бережного отношения к природным ресурсам (вода, энергия) путем каждодневных действий по потреблению воды, пищи, энергии и природных ресурсов через памятки, инструкции и флаеры.
«Күй күмбірі» – использование кюев вместо звонков, а также звучание кюев во время больших перемен.
еженедельно:
«Менің Қазақстаным»: в начале учебной недели на первом уроке обучающиеся исполняют Гимн Республики Казахстан.
Цитаты недели – пословицы, поговорки, народные мудрости, изречения выдающихся личностей, содержание которых служит лейтмотивом учебной и внеучебной деятельности всей организации. Цитаты недели размещаются на информационных стендах, Led-экранах, классных досках.
«Қауіпсіздік сабағы» – 10 минут в рамках классного часа о соблюдении обучающимися личной безопасности, безопасного поведения, включая изучение правил дорожного движения, основ безопасности жизнедеятельности.
Еженедельно, в рамках проведения классных часов реализуется системная работа по формированию культуры безопасного поведения и здорового образа жизни обучающихся. В содержание классных часов интегрируются следующие профилактические мероприятия:
Цифрлық әлемде қауіпсіз қадам;
Буллингтен қорған!
Ойынға салауатты көзқарас;
Өмірге салауатты қадам;
Қоғамдық мүлікті қорға!
Қауіпсіз қоғам.
В рамках «Цифрлық әлемде қауіпсіз қадам» на классных часах рекомендуется проведение дискуссий, встреч со специалистами по информационной безопасности, киберкультуре, кибергигиене, медиапотреблении.
С целью профилактики буллинга в ходе классных часов проведение тренингов, кейс-сессий «Буллингтен қорған!» по коммуникативным навыкам, управлению эмоциями и разрешению конфликтов, решение кейсов, связанных с жизненными ситуациями.
Профилактика лудомании «Ойынға салауатты көзқарас» включает в себя просмотр видео о лудомании, организацию групповых обсуждений на классных часах, проведение внутришкольных мастер-классов по развитию здоровых привычек, развитию альтернативных интересов и хобби.
В рамках разъяснительных мероприятий «Өмірге салауатты қадам» по профилактике распространения синтетических наркотиков (через Интернет-ресурсы) и формирования здорового образа жизни среди подростков на классных часах рекомендуется организовать просмотр документальных фильмов о их вреде и негативном влиянии на здоровье, провести в классах мероприятия по созданию антинаркотических плакатов, видеороликов, обсуждение вопросов здорового питания и здорового образа жизни.
Профилактика вандализма «Қоғамдық мүлікті қорға!» включает в себя организацию на классных часах групповых обсуждений, создание плакатов, граффити или иллюстраций против вандализма, проведение внутришкольных бесед о вреде разрушений памятников культуры.
«Қауіпсіз қоғам» включает в себя проведение на классных часах встреч с представителями органов внутренних дел, прокуратуры для разьяснения основных норм Уголовного кодекса, связаннных с насилием, распостранением наркотических средств, просмотр видео о ситуациях нарушения закона, в результате которых человек был лишен свободы, в том числе несовершеннолетние.
Мероприятия по формированию культуры безопасного поведения и здорового образа жизни, профилактике буллинга, лудомании, вандализма, наркомании рекомендуется проводить согласно плану воспитательной работы для организации образования в рамках программы «Біртұтас тәрбие» (приложение 2 к Приказу).
С целью развития ключевых компетенций обучающихся в рамках внекласной работы рекомендуется реализовать следующие социальные проекты:
«Қамқор» – развитие ценностей через реализацию социального проекта. В рамках проекта организациям образования рекомендуется вовлечь обучающихся в волонтерскую деятельность «Қоғамға қызмет ету» по организации помощи старшему поколению, приютам животных, созданию кормушек и скворечников соединяя элементы природы с переработанными материалами. В волонтерскую деятельность рекомендуется привлечение родительской общественности и взаимодействие с МИО.
Реализация проекта также включает в себя проведение экологической акции «Час Земли», экочелленджа «Түлектердің ағаш егуі», акции «Табиғатқа қамқорлық жасаймыз». Экологическая акция «Час Земли» представляет собой инициативу, направленную на привлечение внимания к глобальным проблемам изменения климата и экономии ресурсов. Центральным элементом акции является выключение света и электроприборов на один час, что символизирует приверженность к бережному использованию энергии. Организациям образования рекомендуется в течение года проводить мероприятия с выпуском одного постера от каждого класса, подчеркивающие важность охраны природных ресурсов.
Экочеллендж «Түлектердің ағаш егуі» — это организация челленджа среди выпускников школ по всей Республике (9-е и 11-е классы), заключающаяся в одновременной посадке деревьев во дворах школ или вдоль улиц. Акция «Табиғатқа қамқорлық жасаймыз» — это акция по уборке пришкольной территории или уход за местами общественного пользования (парки, скверы).
«Еңбегі адал - жас өрен» – продвижение ценности через развитие у обучающихся интереса к разным профессиям и продвижения идеи трудолюбия. Проект реализуется через проведение ярмарки «Күзгі асар», мероприятий «Мамандықтар әлемі», конкурса «Марафон профессий», публикаций в социальных сетях школы. При проведении ярмарки «Күзгі асар» рекомендуется предложить обучающимся презентовать свои поделки, сделанные совместно с родителями, используя природные материалы осеннего урожая и лесные дары природы. Проведение «Мамандықтар әлемі» включает в себя составления плана по посещению разных предприятий или учреждений для ознакомления с профессиями. Конкурс «Марафон профессий» направлен на определение лучшего специалиста в различных профессиях (подготовка к Международному конкурсу WorldSkills) через демонстрацию своего навыка (например, изготовление изделия из дерева). Рекомендуется привлекать в эксперты конкурса лучших специалистов из разных областей профессий. Публикация в социальных сетях школы включает в себя подготовку обучающимися интервью с представителями разных профессий и размещением его в социальных сетях школы.
«Шабыт» – продвижение ценностей через развитие творческого потенциала. Реализация проекта включает в себя проведение челленджа «Даналық ұстаздан», выставки «Ұлттық мәдениет», фестиваля военно-патриотических песен «Жас Сарбаз», челленджа «Ананың аялы алақаны», фестиваля «Әншуақ», концерта и выставки «Домбыра күні», организации работы школьного театра.
Челлендж «Даналық ұстаздан» проводится в канун Дня учителя и посвящен первым учителям, любимым педагогам и уважаемым наставникам. Участники могут выразить свою благодарность через видеообращение, статьи, стихотворения, песни, рисунки и другие творческие формы.
Выставка «Ұлттық мәдениет» представляет творческие работы обучающихся, выполненные с использованием национальных атрибутов (изделия из дерева, металла, ткани, войлока и других материалов). Педагогам, обучающимся и родителям рекомендуется один раз в неделю приходить в школу в национальной одежде и/или использовать национальные атрибуты для популяризации национальной культуры.
Фестиваль военно-патриотических песен «Жас Сарбаз» включает в себя проведение конкурса строевых песен, военно-патриотического фестиваля, спортивно-полевых игр. Организациям образования при проведении фестиваля «Жас сарбаз» рекомендуется использовать песни казахстанских авторов и национальную военную форму.
При проведении челленджа «Ананың аялы алақаны» обучающиеся могут выразить благодарность своим мамам, бабушкам и женщинам через видеоролики, праздничные открытки и видеопоздравления.
Фестиваль «Әншуақ» проводится через привлечение обучающихся к участию в фестивале детской песни через публикацию видеозаписи живого исполнения своей песни в социальной сети «TikTok» (ТикТок) с хэштегом #Әншуақ.
«Домбыра күні» — это организация концерта с участием обучающихся, талантливых музыкантов и исполнителей, сопровождающегося выставкой различных видов национальных инструментов.
Организация работы школьного театра включает в себя не только театральные постановки, но и рекомендуется проведение конкурсов и фестивалей театрализованных постановок между классами по изученным литературным произведениям, историческим событиям и знаменательным датам, по профилактике вредных привычек (лудомания, наркомания, кибергигиена другие) и др. Организациям образования рекомендуется вовлекать родителей в работу по
по подготовке и проведению театральных постановок.
«Ұшқыр ой алаңы» – продвижение ценностей через изучение тематики и развитие речевых навыков через проведение дебатов и интеллектуальных игр. Организациям образования рекомендуется проведение школьных дебатов на темы, связанные с ценностями, историческими событиями, знаменательными датами, изучением законов и прав, профилактикой вредных привычек (лудомания, наркомания, кибергигиена, насилие, буллинг и тп.), жизненными ситуациями. При проведении дебатов рекомендуется привлечение родителей, интересных личностей, общественных деятелей.
Проведение интеллектуальных игр рекомендуется посвятить не только школьным предметам, но и известным личностям, знаменательным датам, мировым и спортивным событиям. К организации и проведению интеллектуальных игр рекомендуется привлечение родителей, интересных личностей, общественных деятелей.
«Smart bala» (Смарт бала) – продвижение ценностей через конкурс инновационных проектов. Проект реализуется через проведение конкурсов «Startup» и «Өнертапқыштыққа алғашқы қадам».
Конкурс «Startup» (Старап) направлен на стимулирование интереса и развитие навыков, обучающихся в области предпринимательства и инноваций. Организациям образования рекомендуется проведение хакатонов, челленджей, презентаций инновационных идей в формате TEDx.
Конкурс «Өнертапқыштыққа алғашқы қадам» – это конкурс командных инновационных работ с использованием искусственного интеллекта с учетом возможностей школы. В рамках подготовки и проведения конкурса рекомендуется посещение инновационных объектов/ онлайн-просмотр материала об этих объектах (EXPO (ЭКСПО), IT (АйТи) университет, космодром и другие).
«Балалар кітапханасы» – формирование интереса к чтению и образованию. Проект включает в себя проведение литературного вечера / книжной ярмарки / конкурс книжных персонажей, акции «Кітаптар айналымы», челленджа «Шын жүректен кітап сыйла!»
Организациям образования при проведении литературного вечера / книжной ярмарки / конкурса книжных персонажей рекомендуется организовать обсуждение книг современных авторов популярных среди детей и молодежи.
При проведении акции «Кітаптар айналымы», в рамках школьного буккроссинга, в библиотеках организаций образования рекомендуется создать книжную полку, где обучающиеся смогут выбрать необходимую им книгу в обмен на свою.
Челлендж «Шын жүректен кітап сыйла!» включает в себя организацию челленджа «Подари книгу другу», изготовление подарочных обложек для книжек с записками и пожеланиями.
Мероприятия в рамках реализации социальных проектов проводятся согласно плану работы по реализации программы воспитатия «Біртұтас тәрбие» в организациях образования (приложение 2 к Приказу). Организации образования самостоятельно определяют время, количество участников, место проведения мероприятий. При разработке содержания каждого мероприятия необходимо учитывать возрастные особенности и потребности обучающихся.
Раздел 4. Реализация Программы
4.1 Механизмы реализации программы
На уровне организации образования
внедрить целостный подход к планированию ценностно-ориентированного и компетентностного подходов к воспитанию через взаимодействие всех участников образовательного процесса;
определить классные/кураторские часы полноценным и неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса;
обогатить содержание общих мероприятий в соответствии с ценностями Программы (мероприятия, связанные с государственными и национальными праздниками; мероприятия, посвященные памятным датам и значимым событиям в стране; торжественные мероприятия, посвященные началу и окончанию учебного года; церемонии награждения обучающихся и педагогов за достижения в олимпиадах, спортивных и творческих конкурсах и соревнованиях);
расширить формы сотрудничества с семьей и обществом;
регулярно проводить внутришкольный контроль воспитательной работы в соответствии с обозначенными ожидаемыми результатами Программы.
На уровне педагогов:
создать культуру непрерывного развития и сотрудничества, в которых обсуждаются наиболее эффективные способы интеграции ценностей Программы в учебно-воспитательный процесс;
обеспечить гармоничную интеграцию ценностей Программы в содержание уроков (посредством обеспечения меж и внутрипредметных связей, подбора соответствующих текстов, заданий и задач);
интегрировать проектную работу в учебно-воспитательный процесс;
расширить формы внеучебной деятельности (акции, благотворительные и волонтерские мероприятия, культурные мероприятия, туристические выезды и посещения музеев, встречи с приглашенными стейкхолдерами и др.);
На уровне сотрудничества с семьей:
укреплять сотрудничество с родителями и привлекать к организации и проведению совместных мероприятий (совместное обсуждение ценностей, принятие совместных решений для развития и благополучия детей);
проводить родительские собрания в новом формате (индивидуальные и групповые консультации совместно с обучающимися, педагогические консилиумы, тренинги, семинары, дни открытых дверей, родительские конференции, педагогические гостиные) для отслеживания динамики развития обучающегося и предоставления качественной обратной связи;
повысить педагогическую культуру родителей через организацию совместных мероприятий, родительских лекториев по актуальным темам воспитания и взаимодействию с обучающимися-подростками.
4.2 Создание благоприятной образовательной среды для реализации Программы:
обеспечение безопасной, комфортной физической среды организации образования;
установление этических норм для всех участников образовательного процесса, поддерживающих основные ценности программы воспитания «Біртұтас тәрбие»;
создание инклюзивной среды, способствующей развитию личностного потенциала всех обучающихся.
установление значимых и уважительных отношений между педагогами, обучающимися и родителями / или законными представителями, стейкхолдерами;
создание условий для благополучия обучающихся через укрепление сотрудничества с родителями.
обогащение пространственно-предметной среды возможностями для творчества и созидания, согласно ценностям программы воспитания «Біртұтас тәрбие»;
применение разнообразных педагогических методов для активного вовлечения обучающихся с учетом их готовности к взаимодействию, сотворчеству;
создание возможности для выражения идей, мнений, умозаключений;
развитие открытого и позитивного общения с родителями;
установление и поддержание сотрудничества со стейкхолдерами для расширения образовательных возможностей обучающихся и поддержке в заботе о благополучии и успешности каждого обучающегося в становлении зрелой личности, полноценной самореализации;
организация школьных проектов и системы мероприятий, направленных на социальное развитие обучающихся и их участие в жизни сообщества.
4.3 Алгоритм реализации Программы
Управления образования областей, городов Астана, Алматы, Шымкент с участием руководителей местных исполнительных органов проводят совещания для презентации Программы Министерства просвещения Республики Казахстан;
Управления образования областей, городов Астана, Алматы, Шымкент создают рабочую группу по разъяснению Программы, в которую входят специалисты управлений образования, ответственные за воспитательную работу, методисты учебно-методических центров регионов. Члены рабочей группы, проводят семинары для методистов городских, районных отделов образования, курирующих воспитательную работу;
Рабочая группа разрабатывает план реализации Программы с учетом специфики областей, городов Астана, Алматы, Шымкента;
Методисты городских (районных) отделов образования, курирующие воспитательную работу, проводят информационно-разъяснительную работу среди методистов дошкольных организаций, заместителей директора по воспитательной работе организаций начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования;
Организации всех уровней образования рассматривают на педагогическом совете реализацию Программы воспитания «Біртұтас тәрбие» Министерства просвещения Республики Казахстан, на основе которой разрабатывают и утверждают план учебно-воспитательной работы организации образования на новый учебный год;
Управления образования проводят ежеквартальный мониторинг реализации программы «Біртұтас тәрбие».
4.4 Ожидаемые результаты Программы
В результате последовательной и комплексной реализации Программы ожидается формирование и развитие ценностей и ключевых компетенций выпускников организаций всех уровней образования:
Ценность: независимость и патриотизм
Компетенция: продвижение национальных интересов
Выпускник дошкольной организации:
иметь элементарные представления о родине, стране, родном крае;
иметь знания о государственной символике Казахстана;
стремиться к изучению государственного языка;
иметь знания о национальных праздниках, играх, традициях;
владеть умениями и навыками по бережному отношению к природе родного края.
Выпускник начальной школы:
знать и уважать государственный язык;
проявлять уважение к государственным символам и любовь к своей стране;
соблюдать и уважать традиции;
понимать ценность семьи;
проявлять интерес к изучению исторического и культурного наследия;
проявлять заботу об окружающей среде.
Выпускник основной средней школы:
знание и понимание истории, культуры и традиций Казахстана, ее независимости и важности ее сохранения;
проявлять уважение к истории и культуре Казахстана;
проявлять уважение к государственным символам Казахстана, национальным праздникам;
знание и понимание гражданской и национальной идентичности;
владение государственным языком и поддержка полиязычия;
участие в волонтерской деятельности и проектах по сохранению и популяризации культурного наследия Казахстана;
уважительное взаимодействие с представителями различных национальностей;
готовность выполнять обязанности гражданина Казахстана, защищать интересы и ценности своей страны.
Выпускник средней школы:
осознание единства с народом/ государством и личной ответственности за развитие своего государства;
осознание национальной и культурной идентичности;
деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию, традициям, праздникам народа и государства;
стремление к совершенству владения государственным языком;
устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой культуры;
готовность к защите своей родины, способность аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа и государства.
Выпускник технического и профессионального, послесреднего образования:
способность самостоятельно анализировать ситуации, делать выбор и принимать решения;
расширенные знания об истории, культуре, традициях и достижениях своей страны;
осознание единства с народом/ государством и личной ответственности за развитие своего государства;
умение критически анализировать информацию для объективной оценки событий в стране и мире;
свободное владение государственным языком, что способствует укреплению национальной идентичности;
высокие профессиональные навыки и конкурентоспособность на рынке труда;
готовность к защите суверенитета и независимости Казахстана, в том числе на международной арене.
Ценность: единство и солидарность
Компетенция: эффективная коммуникация
Выпускник дошкольной организации:
знать элементарные нормы поведения в семье, детском саду, общественных местах;
проявлять готовность к общению с другими детьми и находить общий язык с ними;
стремиться к овладению государственным языком;
умение выражать мысли и чувства.
Выпускник начальной школы:
работать в команде, слушать друг друга и достигать общей цели;
быть внимательным и предлагать помощь другим;
проявлять уважение и быть терпимым к другим;
стремиться к совместным достижениям и поощрять коллективные усилия;
помогать друг другу в выполнении задач и решении проблем.
Выпускник основной средней школы:
понимать социальные нормы, этические правила общества;
строить доверительные отношения и поддерживать положительный климат в классе;
готовность нести ответственность не только за себя, но и за команду в целом;
уважать мнения и чувства других при совместной деятельности и взаимодействии;
строить позитивные отношения с окружающими и вносить вклад в общественную жизнь;
Выпускник средней школы:
применять нормы общего и национального этикета в социальных, деловых и официальных контекстах;
совместная деятельность с другими для эффективного выполнения задач и достижения общей цели;
понимать и разделять чувства, переживания и эмоциональное состояние другого человека;
осознавать и выполнять обязанности перед обществом, проявляющееся в действиях и решениях, направленных на благо общества, защиту окружающей среды и улучшение качества жизни людей;
готовность помогать другим и участвовать в общественно полезных делах через школьные и внешкольные мероприятия, включая волонтерскую деятельность.
Выпускник технического и профессионального, послесреднего образования:
критически оценивать и корректировать собственное поведение при общении с другими людьми;
выражать собственные взгляды, проявляя взаимоуважение и солидарность;
эффективно работать в команде, способствуя достижению общих целей;
воспринимать другие (в том числе и противоположные) идеи и мнения;
находить компромиссы при решении конфликтных ситуаций, осознавая важность сохранения единства и согласия в обществе.
Ценность: справедливость и ответственность
Компетенция: служение обществу
Выпускник дошкольной организации:
владеть элементарными навыками ответственности;
уметь выполнять обещания.
Выпускник начальной школы:
говорить правду;
быть верным дружбе;
различать добро и зло, справедливые и несправедливые действия;
ответственно выполнять свои обязанности;
бережно обращаться с вещами и имуществом.
Выпускник основной средней школы:
планировать и организовать свою деятельность.
анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам;
настойчивость, усердие в выполнении учебного задания;
осознать ответственность перед коллективом класса за порученное общее дело.
готовность прийти на помощь другому, проявить справедливость, доброту и отзывчивость;
Выпускник средней школы:
умение руководствоваться принципом обеспечения равных прав и возможностей для всех людей без какой-либо дискриминации на основе расы, пола, возраста, вероисповедания и других характеристик;
умение руководствоваться принципом справедливого, беспристрастного и честного обращения с каждым человеком, основанного на их заслугах и достоинствах;
рациональное и бережное использование финансовых, материальных и временных ресурсов;
способность работать в соответствии с установленными стандартами, нормами и правилами, обеспечивая их соблюдение;
способность планировать и выполнять задачи в установленные сроки, демонстрируя надежность и дисциплину.
Выпускник технического и профессионального, послесреднего образования:
оценить действия свои и других, учитывая равенство прав и обязанностей всех участников процесса;
выполнять свои обязательства качественно и в срок, осознавая важность каждого задания в общем результате;
способность работать в соответствии с установленными стандартами, нормами и правилами, обеспечивая их соблюдение;
готовность принять и исправить ошибки, если они были сделаны, и нести ответственность за результаты своей работы;
способность планировать и выполнять задачи в установленные сроки, демонстрируя надежность и дисциплину.
Ценность: закон и порядок
Компетенция: гражданский долг и добропорядочность
Выпускник дошкольной организации:
иметь элементарные представления об общепринятых нормах и правилах поведения;
уметь уважать старших;
формировать элементарные навыки правильного поведения дома, в детском саду, общественных местах.
Выпускник начальной школы:
знать свои права и обязанности, соблюдать этические нормы, правила поведения в классе и школе;
знать и соблюдать правила безопасности, в том числе правила дорожного движения;
сообщать педагогам или родителям об опасностях, которые они видят или о которых знают, чтобы принять меры по предотвращению и решению проблемы;
уважать права и достоинство своих педагогов, одноклассников, избегая любых форм дискриминации и преследования.
Выпускник основной средней школы:
знать основы правовой системы и прав человека;
осознавать необходимость соблюдения норм и правил для поддержания порядка и справедливости;
понимание значимости закона и порядка в обеспечении защиты и безопасности общества.
Выпускник средней школы:
способность контролировать свои мысли, эмоции и поведение, а также соблюдать установленные правила и процедуры в повседневных ситуациях в интересах общественного блага и поддержание гармоничных социальных отношений;
следование моральным принципам и нормам, честное поведение в учебно-познавательной деятельности;
способность интегрировать принципы устойчивого развития в свой образ жизни, экономное потребление, использование альтернативных источников энергии.
Выпускник технического и профессионального, послесреднего образования:
правильно трактовать и понимать законы и правовые акты;
самостоятельно применять полученные правовые знания в реальной жизни, в решении конкретных практических ситуаций;
действовать в соответствии с правовыми нормами и правилами, чтобы поддерживать порядок и безопасность в обществе;
способность оценивать ситуации с точки зрения законности и этики и принимать обоснованные решения.
Ценность: трудолюбие и профессионализм
Компетенция: инновационное мышление
Выпускник дошкольной организации:
уметь выполнять несложные поручения по дому, в группе;
иметь навыки ухаживания за домашними животными, комнатными растениями;
самостоятельно поддерживать личную гигиену, аккуратно одеваться и ухаживать за своими вещами, самостоятельно принимать пищу и убирать за собой;
соблюдать правила личной безопасности.
Выпускник начальной школы:
знать и уважать особенности каждой профессии, труда других людей;
применять навыки самообслуживания и самоорганизации;
систематично выполнять необходимые работы в семье и в учебе дисциплинированно и качественно;
устанавливать цели и стремиться к их достижению усердной работой на основе навыков планирования, организации и анализа результатов;
усердно работать над развитием своих знаний и навыков.
Выпускник основной средней школы:
ценить труд, результаты своего и чужого труда;
интерес к изучению различных профессий и особенностей их труда;
умение эффективно планировать свое время и вкладывать усилия для достижения и улучшения результатов любой деятельности;
понимание того, что труд – основа общественного и личного благополучия;
готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов, потребностей.
Выпускник средней школы:
академические и технические знания, знания о современных технологиях и методах, необходимые для эффективного выполнения задач;
навыки самоорганизации, приоритизации задач, планирования рабочего времени;
готовность вкладывать усилия для достижения и улучшения результатов;
понимание принципов трудовой этики и стандартов качества;
постоянное стремление к развитию и обучению.
Выпускник технического и профессионального, послесреднего образования:
ценить труд, результаты своего и чужого труда, способность оценить вклад трудовых результатов для развития страны, общества;
осознавать социально-экономическую и политическую значимость труда в современном обществе;
готовность к участию в социально значимой трудовой деятельности в семье, школе, родном крае;
понимать специфику трудовой деятельности, умение регулировать трудовые отношения, способность к самообразованию и профессиональному саморазвитию;
готовность к осознанному выбору вариантов дальнейшего образования и профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей.
Ценность: созидание и новаторство
Компетенция: креативность
Выпускник дошкольной организации:
проявлять интерес к изобретательству на основе творческого воображения и фантазии;
иметь навыки рисования, лепки, конструирования;
уметь применять полученные умения и навыки для создания чего-то нового.
Выпускник начальной школы:
исследовать окружающий мир, задавать вопросы, проводить эксперименты и делать выводы на основе полученных данных;
генерировать новые идеи, видеть нестандартные решения задач и применять их на практике;
осваивать основы работы с компьютером и другие технологические навыки, способствующие реализации инновационных идей;
готовность участвовать в детских проектах, которые требуют применения новых подходов и технологий;
осознавать значимость и последствия своих действий для окружающего мира.
Выпускник основной средней школы:
умение подходить к задачам творчески, предлагать собственные решения и идеи;
самостоятельно предпринимать действия и реализовывать проекты;
наблюдать, проводить измерения, эксперименты и опыты;
моделировать, определять структуру объектов познания, искать и выделять взаимосвязи между разными частями одного целого, разбивать процессы на этапы, выявлять причинно-следственные связи;
умение находить оптимальные способы решения учебных задач, использовать для этого новые и комбинировать уже знакомые алгоритмы, применять их к решению нестандартных задач;
навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
Выпускник средней школы:
умение проводить исследования и применять научный подход;
способность анализировать и оценивать информацию;
умение генерировать новые идеи;
владение современными цифровыми инструментами и технологиями;
способность принимать инициативу, создавать новые возможности и эффективно использовать имеющиеся ресурсы для реализации идей и достижения поставленных целей.
Выпускник технического и профессионального, послесреднего образования:
знания о современной научной картине мира, достижениях науки и техники;
умение аргументированно выражать понимание значения науки в жизни общества;
умение применять элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, исследовать более сложные реальные связи и их зависимости;
навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений;
навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты являются основой для мониторинга и оценки эффективности реализации учебно-воспитательного процесса
Согласовано
29.07.2024 15:30 Медетбекова Меруерт Аскарбековна
29.07.2024 16:57 Жумашев Каныбек Бекболатович
29.07.2024 18:36 Муханбетов Асет Гарифуллейович
29.07.2024 19:01 Куптлеуова Багымкуль Абубакировна
29.07.2024 20:29 Курманбекова Карлыгаш Жаркынбековна
30.07.2024 09:56 Нагметжанова Толкын Сериковна
30.07.2024 10:00 Акитаева Гульден Бериковна
30.07.2024 10:02 Дуйсенбаева Фариза Сансызбаевна
Подписано
30.07.2024 18:55 Бейсембаев Гани Бектаевич