"Ақмола облысы білім басқармасының Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі Кеңес Одағының батыры А.С. Куница атындағы Николаев ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесіне
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.С. Куницы села Николаевка отдела образования по Бурабайскому району управления Акмолинской области"

Біз әлеуметтік желілерде

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Программа воспитания "Біртұтас тәрбие"в организациях. Приказ №194 от 30.07.2024 г.

№ 194 от 30.07.2024
Приложение 1 к приказу
Исполняющего обязанности Министра просвещения
Республики Казахстан
от «___»________ 2024 года 
№ ____

Программа воспитания «Біртұтас тәрбие» в организациях образования 
Введение
Раздел 1. Цель и задачи Программы
Раздел 2. Методологические основы Программы
Раздел 3. Содержание Программы
Раздел 4. Реализация Программы воспитания 
Введение
В своем выступлении на втором заседании Национального курултая «Әділетті Қазақстан – Адал азамат» Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что новое качество нации формируется только через развитие образования, науки, культуры и в связи с этим необходимо уделить особое внимание воспитанию подрастающего поколения, культивировать в детях общечеловеческие и национальные ценности. Для реализации поставленной задачи в 2023 году разработана и внедрена во всех организациях образования Программа воспитания «Біртұтас тәрбие».
На третьем заседании Национального курултая «Адал адам – Адал еңбек – Адал табыс» Президент Республики Казахстан К. Токаев обозначил инициативы модернизации государства. Обозначены единое видение развития государства и консолидация усилий общества на его достижение, вместе с этим, образ будущего нашей страны отражается в триаде: «Справедливый Казахстан – Ответственный гражданин – Прогрессивная нация». Данные составляющие триады тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, выражают стратегический курс модернизации и дальнейшего развития страны, который направлен на формирование справедливого государства с сильными демократическими институтами и развитой правовой системой, обеспечивающей торжество закона и порядка – фундаментального принципа нашей политики. Это возможно в условиях общества равных возможностей для всех и каждого, в котором ответственные граждане усердным трудом вносят свой весомый вклад в развитие нашей страны. 
Для построения прогрессивного государства необходимо, чтобы наши граждане воплощали в себе стремление к созиданию и инновационное мышление. В связи с этим идеалом воспитания молодежи становится «Адал азамат». Это способствует воспитанию честных и справедливых граждан, которые ставят на первое место добросовестный труд и общественное благо. Это возможно через развитие ценностей, таких как ответственность и честность, трудолюбие и профессионализм, созидание и новаторство.
Таким образом, идея «Справедливый Казахстан» направлена на создание справедливого общества, в котором каждый гражданин имеет равные возможности для самореализации и успеха. Для реализации этой цели необходимо развивать у детей и молодежи такие ценности, как независимость и патриотизм, единство и солидарность, а также уважение к закону и порядку.
Идея «Прогрессивная нация» ориентирована на формирование нации, способной адаптироваться к изменениям и использовать инновационные технологии для достижения успеха через развитие у детей и молодежи таких ценностей, как креативность и инновационное мышление, профессиональное развитие и образование, сотрудничество.
Идея триады «Справедливый Казахстан - Ответственный гражданин - Прогрессивная нация», призвана воспитать новое поколение граждан, готовых к вызовам современного мира. Эти идеалы позволят создать справедливое, процветающее и инновационное общество, в котором каждый гражданин будет чувствовать свою значимость, ответственность и вклад в общее дело.
Данные идеи и ценности становятся основой Программы воспитания «Біртұтас тәрбие» (далее – Программа) и определяют основные цель и задачи, способствующие формированию личности обучающегося на основе ценностно-ориентированного и компетентностного подходов.
Прогрессивное развитие страны зависит от подрастающего поколения, Глава государства К.Токаев в своем выступлении особое внимание уделил их воспитанию, а также определил ключевые ценности, определяющие образ нации:
независимость и патриотизм;
единство и солидарность;  
справедливость и ответственность; 
закон и порядок; 
трудолюбие и профессионализм; 
созидание и новаторство.
Воспитание подрастающего поколения – это одна из важнейших задач государства, поскольку от того, какие ценности будут заложены в детей и молодежь, зависит будущее нашей нации. 
Поэтому ценности воспитания Программы основаны на установке модернизации страны «Справедливость – как принцип, ответственность – как основа, прогресс – как цель». 

Раздел 1. Цель и задачи Программы
Цель Программы:
формирование гармонично развитой личности обучающегося на основе ценностей казахстанской культуры, через развитие духовно-нравственных качеств, гражданской ответственности и патриотизма, добропорядочности и добросовестности.
Задачи Программы:
Воспитание духовно-нравственных качеств: 
формирование любви к Родине, своему народу, его истории и культуре;
воспитание уважения к государственным символам Республики Казахстан;
развитие честности, справедливости, доброты, заботы, милосердия и других нравственных качеств;
формирование бережного отношения к природе и окружающей среде.
Развитие гражданской ответственности и патриотизма:
воспитание чувства гордости за свою страну и ее достижения;
формирование сознательного отношения к своим обязанностям перед семьей, обществом и государством;
развитие готовности защищать свои права и свободы, а также права и свободы других людей;
активное участие в социально значимой деятельности.
Формирование добропорядочности и добросовестности:
воспитание честности и справедливости в поведении и отношениях с окружающими;
развитие ответственности за свои поступки и слова;
формирование трудолюбия и стремления к самосовершенствованию;
воспитание уважения к чужому труду и собственности.
Создание условий для гармоничного развития личности обучающегося:
обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению каждого обучающегося;
создание благоприятного психолого-педагогического климата в образовательной среде;
поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
вовлечение семьи в воспитательный процесс.

Раздел 2. Методологические основы Программы
Реализация Программы основана на ценностно-ориентированном и компетентностном подходах. Они нацелены на интеграцию обучения, воспитания и развития, способствуя формированию у обучающихся навыков и ценностей, необходимых для успешной жизни в современном обществе. 
Ценностно-ориентированный подход к воспитанию основан на формировании у обучающихся системы ценностей, которые определяют их мировоззрение, поведение и отношение к окружающему миру. Ключевыми ценностями, определяющими моральный выбор, поведение и деятельность обучающихся являются независимость и патриотизм, единство и солидарность, справедливость и ответственность, закон и порядок, трудолюбие и профессионализм, созидание и новаторство. Ключевые ценности отражают содержание воспитания в рамках реализации Программы и должны быть интегрированы в содержание образования для обеспечения единства обучения, воспитания и развития обучающихся. 
В рамках реализации компетентностного подхода на основе воспитания ключевых ценностей у обучающихся должны развиваться ключевые компетенции, которые в совокупности определяют модель выпускника:
продвижение национальных интересов, а это означает готовность внести свой вклад в развитие своей родины, защищать и продвигать национальные интересы своей страны;
эффективные коммуникации, а именно готовность эффективно сотрудничать с другими, способствуя инклюзивности и единству в различных социальных средах посредством общения, сочувствия, командной работы и навыков разрешения конфликтов;
служение обществу ‒ готовность внести добровольный вклад в развитие общества, используя этические, социально и культурно приемлемые практики;
гражданский долг, это, в первую очередь, уважение и следование нормам общества, демонстрируя этическое поведение, честность и приверженность поддержанию верховенства закона;
инновационное мышление – стремление к достижению высоких результатов и готовность проявлять усердие в преодолении препятствий, освоении новых навыков и полной реализации своего потенциала, тем самым подготавливая их к успеху в будущих начинаниях;
креативность, то есть способность генерировать оригинальные, полезные и соответствующие контексту идеи и нетрадиционные эффективные способы решения проблем.
Ценностно-ориентированный и компетентностный подходы к воспитанию взаимодополняют друг друга, способствуя формированию всесторонне развитой личности, готовой к жизненным вызовам и успешной социализации. 

Раздел 3. Содержание Программы 
Развитие ценностей обучающихся системно реализуется в условиях учебно-воспитательного процесса организаций образования. Реализация этой задачи возможна через содержание образования, организацию и проведение классных и внеклассных мероприятий. 
Регулярные мероприятия, проводимые ежемесячно, должны быть направлены на формирование целостной личности обучающихся:
Сентябрь – месяц трудолюбия и профессионализма;
Октябрь – месяц независимости и патриотизма;
Ноябрь – месяц справедливости и ответственности;
Декабрь – месяц единства и солидарности;
Январь – месяц закона и порядка;
Февраль – месяц созидания и новаторства;
Март – месяц независимости и патриотизма;
Апрель – месяц трудолюбия и профессионализма;
Май – месяц единства и солидарности.
Системная и комплексная работа по формированию ценностей у обучающихся включает в себя мероприятия, реализуемые ежедневно и еженедельно в учебно-воспитательном процессе:  
ежедневно:
«Ұлттық ойын – ұлт қазынасы» – организация свободного времени обучающихся в течение перемен в виде игры – асық, тоғызқұмалақ, бес тас и др. 
«Өнегелі 15 минут» – проведение родителями в течение 15 минут ежедневной индивидуальной беседы со своим ребенком на одну из актуальных нравственных тем. 
«Үнемді тұтыну» – формирование бережного отношения к природным ресурсам (вода, энергия) путем каждодневных действий по потреблению воды, пищи, энергии и природных ресурсов через памятки, инструкции и флаеры.
«Күй күмбірі» – использование кюев вместо звонков, а также звучание кюев во время больших перемен.   
еженедельно:
«Менің Қазақстаным»: в начале учебной недели на первом уроке обучающиеся исполняют Гимн Республики Казахстан.
Цитаты недели – пословицы, поговорки, народные мудрости, изречения выдающихся личностей, содержание которых служит лейтмотивом учебной и внеучебной деятельности всей организации. Цитаты недели размещаются на информационных стендах, Led-экранах, классных досках.
«Қауіпсіздік сабағы» – 10 минут в рамках классного часа о соблюдении обучающимися личной безопасности, безопасного поведения, включая изучение правил дорожного движения, основ безопасности жизнедеятельности.
Еженедельно, в рамках проведения классных часов реализуется системная работа по формированию культуры безопасного поведения и здорового образа жизни обучающихся. В содержание классных часов интегрируются следующие профилактические мероприятия: 
Цифрлық әлемде қауіпсіз қадам; 
Буллингтен қорған! 
Ойынға салауатты көзқарас; 
Өмірге салауатты қадам; 
Қоғамдық мүлікті қорға! 
Қауіпсіз қоғам. 
В рамках «Цифрлық әлемде қауіпсіз қадам» на классных часах рекомендуется проведение дискуссий, встреч со специалистами по информационной безопасности, киберкультуре, кибергигиене, медиапотреблении. 
С целью профилактики буллинга в ходе классных часов проведение тренингов, кейс-сессий «Буллингтен қорған!» по коммуникативным навыкам, управлению эмоциями и разрешению конфликтов, решение кейсов, связанных с жизненными ситуациями.
Профилактика лудомании «Ойынға салауатты көзқарас» включает в себя просмотр видео о лудомании, организацию групповых обсуждений на классных часах, проведение внутришкольных мастер-классов по развитию здоровых привычек, развитию альтернативных интересов и хобби.
В рамках разъяснительных мероприятий «Өмірге салауатты қадам» по профилактике распространения синтетических наркотиков (через Интернет-ресурсы) и формирования здорового образа жизни среди подростков на классных часах рекомендуется организовать просмотр документальных фильмов о их вреде и негативном влиянии на здоровье, провести в классах мероприятия по созданию антинаркотических плакатов, видеороликов, обсуждение вопросов здорового питания и здорового образа жизни.
Профилактика вандализма «Қоғамдық мүлікті қорға!» включает в себя организацию на классных часах групповых обсуждений, создание плакатов, граффити или иллюстраций против вандализма, проведение внутришкольных бесед о вреде разрушений памятников культуры. 
«Қауіпсіз қоғам» включает в себя проведение на классных часах встреч с представителями органов внутренних дел, прокуратуры для разьяснения основных норм Уголовного кодекса, связаннных с насилием, распостранением наркотических средств, просмотр видео о ситуациях нарушения закона, в результате которых человек был лишен свободы, в том числе несовершеннолетние.
Мероприятия по формированию культуры безопасного поведения и здорового образа жизни, профилактике буллинга, лудомании, вандализма, наркомании рекомендуется проводить согласно плану воспитательной работы для организации образования в рамках программы «Біртұтас тәрбие» (приложение 2 к Приказу).
С целью развития ключевых компетенций обучающихся в рамках внекласной работы рекомендуется реализовать следующие социальные проекты: 
«Қамқор» – развитие ценностей через реализацию социального проекта. В рамках проекта организациям образования рекомендуется вовлечь обучающихся в волонтерскую деятельность «Қоғамға қызмет ету» по организации помощи старшему поколению, приютам животных, созданию кормушек и скворечников соединяя элементы природы с переработанными материалами. В волонтерскую деятельность рекомендуется привлечение родительской общественности и взаимодействие с МИО. 
Реализация проекта также включает в себя проведение экологической акции «Час Земли», экочелленджа «Түлектердің ағаш егуі», акции «Табиғатқа қамқорлық жасаймыз». Экологическая акция «Час Земли» представляет собой инициативу, направленную на привлечение внимания к глобальным проблемам изменения климата и экономии ресурсов. Центральным элементом акции является выключение света и электроприборов на один час, что символизирует приверженность к бережному использованию энергии. Организациям образования рекомендуется в течение года проводить мероприятия с выпуском одного постера от каждого класса, подчеркивающие важность охраны природных ресурсов.
Экочеллендж «Түлектердің ағаш егуі» — это организация челленджа среди выпускников школ по всей Республике (9-е и 11-е классы), заключающаяся в одновременной посадке деревьев во дворах школ или вдоль улиц. Акция «Табиғатқа қамқорлық жасаймыз» — это акция по уборке пришкольной территории или уход за местами общественного пользования (парки, скверы).
«Еңбегі адал - жас өрен» – продвижение ценности через развитие у обучающихся интереса к разным профессиям и продвижения идеи трудолюбия. Проект реализуется через проведение ярмарки «Күзгі асар», мероприятий «Мамандықтар әлемі», конкурса «Марафон профессий», публикаций в социальных сетях школы. При проведении ярмарки «Күзгі асар» рекомендуется предложить обучающимся презентовать свои поделки, сделанные совместно с родителями, используя природные материалы осеннего урожая и лесные дары природы. Проведение «Мамандықтар әлемі» включает в себя составления плана по посещению разных предприятий или учреждений для ознакомления с профессиями. Конкурс «Марафон профессий» направлен на определение лучшего специалиста в различных профессиях (подготовка к Международному конкурсу WorldSkills) через демонстрацию своего навыка (например, изготовление изделия из дерева). Рекомендуется привлекать в эксперты конкурса лучших специалистов из разных областей профессий. Публикация в социальных сетях школы включает в себя подготовку обучающимися интервью с представителями разных профессий и размещением его в социальных сетях школы. 
«Шабыт» – продвижение ценностей через развитие творческого потенциала. Реализация проекта включает в себя проведение челленджа «Даналық ұстаздан», выставки «Ұлттық мәдениет», фестиваля военно-патриотических песен «Жас Сарбаз», челленджа «Ананың аялы алақаны», фестиваля «Әншуақ», концерта и выставки «Домбыра күні», организации работы школьного театра.
Челлендж «Даналық ұстаздан» проводится в канун Дня учителя и посвящен первым учителям, любимым педагогам и уважаемым наставникам. Участники могут выразить свою благодарность через видеообращение, статьи, стихотворения, песни, рисунки и другие творческие формы.
Выставка «Ұлттық мәдениет» представляет творческие работы обучающихся, выполненные с использованием национальных атрибутов (изделия из дерева, металла, ткани, войлока и других материалов). Педагогам, обучающимся и родителям рекомендуется один раз в неделю приходить в школу в национальной одежде и/или использовать национальные атрибуты для популяризации национальной культуры.
Фестиваль военно-патриотических песен «Жас Сарбаз» включает в себя проведение конкурса строевых песен, военно-патриотического фестиваля, спортивно-полевых игр. Организациям образования при проведении фестиваля «Жас сарбаз» рекомендуется использовать песни казахстанских авторов и национальную военную форму.
При проведении челленджа «Ананың аялы алақаны» обучающиеся могут выразить благодарность своим мамам, бабушкам и женщинам через видеоролики, праздничные открытки и видеопоздравления.
Фестиваль «Әншуақ» проводится через привлечение обучающихся к участию в фестивале детской песни через публикацию видеозаписи живого исполнения своей песни в социальной сети «TikTok» (ТикТок) с хэштегом #Әншуақ.
«Домбыра күні» — это организация концерта с участием обучающихся, талантливых музыкантов и исполнителей, сопровождающегося выставкой различных видов национальных инструментов.
Организация работы школьного театра включает в себя не только театральные постановки, но и рекомендуется проведение конкурсов и фестивалей театрализованных постановок между классами по изученным литературным произведениям, историческим событиям и знаменательным датам, по профилактике вредных привычек (лудомания, наркомания, кибергигиена другие) и др. Организациям образования рекомендуется вовлекать родителей в работу по 
по подготовке и проведению театральных постановок.
«Ұшқыр ой алаңы» – продвижение ценностей через изучение тематики и развитие речевых навыков через проведение дебатов и интеллектуальных игр. Организациям образования рекомендуется проведение школьных дебатов на темы, связанные с ценностями, историческими событиями, знаменательными датами, изучением законов и прав, профилактикой вредных привычек (лудомания, наркомания, кибергигиена, насилие, буллинг и тп.), жизненными ситуациями. При проведении дебатов рекомендуется привлечение родителей, интересных личностей, общественных деятелей.
Проведение интеллектуальных игр рекомендуется посвятить не только школьным предметам, но и известным личностям, знаменательным датам, мировым и спортивным событиям. К организации и проведению интеллектуальных игр рекомендуется привлечение родителей, интересных личностей, общественных деятелей.
«Smart bala» (Смарт бала) – продвижение ценностей через конкурс инновационных проектов. Проект реализуется через проведение конкурсов «Startup» и «Өнертапқыштыққа алғашқы қадам».
Конкурс «Startup» (Старап) направлен на стимулирование интереса и развитие навыков, обучающихся в области предпринимательства и инноваций. Организациям образования рекомендуется проведение хакатонов, челленджей, презентаций инновационных идей в формате TEDx.
Конкурс «Өнертапқыштыққа алғашқы қадам» – это конкурс командных инновационных работ с использованием искусственного интеллекта с учетом возможностей школы. В рамках подготовки и проведения конкурса рекомендуется посещение инновационных объектов/ онлайн-просмотр материала об этих объектах (EXPO (ЭКСПО), IT (АйТи) университет, космодром и другие).
«Балалар кітапханасы» – формирование интереса к чтению и образованию. Проект включает в себя проведение литературного вечера / книжной ярмарки / конкурс книжных персонажей, акции «Кітаптар айналымы», челленджа «Шын жүректен кітап сыйла!»
Организациям образования при проведении литературного вечера / книжной ярмарки / конкурса книжных персонажей рекомендуется организовать обсуждение книг современных авторов популярных среди детей и молодежи. 
При проведении акции «Кітаптар айналымы», в рамках школьного буккроссинга, в библиотеках организаций образования рекомендуется создать книжную полку, где обучающиеся смогут выбрать необходимую им книгу в обмен на свою.
Челлендж «Шын жүректен кітап сыйла!» включает в себя организацию челленджа «Подари книгу другу», изготовление подарочных обложек для книжек с записками и пожеланиями.
Мероприятия в рамках реализации социальных проектов проводятся согласно плану работы по реализации программы воспитатия «Біртұтас тәрбие» в организациях образования (приложение 2 к Приказу). Организации образования самостоятельно определяют время, количество участников, место проведения мероприятий. При разработке содержания каждого мероприятия необходимо учитывать возрастные особенности и потребности обучающихся.

Раздел 4. Реализация Программы
4.1 Механизмы реализации программы
На уровне организации образования 
внедрить целостный подход к планированию ценностно-ориентированного и компетентностного подходов к воспитанию через взаимодействие всех участников образовательного процесса; 
определить классные/кураторские часы полноценным и неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса;
обогатить содержание общих мероприятий в соответствии с ценностями Программы (мероприятия, связанные с государственными и национальными праздниками; мероприятия, посвященные памятным датам и значимым событиям в стране; торжественные мероприятия, посвященные началу и окончанию учебного года; церемонии награждения обучающихся и педагогов за достижения в олимпиадах, спортивных и творческих конкурсах и соревнованиях); 
расширить формы сотрудничества с семьей и обществом; 
регулярно проводить внутришкольный контроль воспитательной работы в соответствии с обозначенными ожидаемыми результатами Программы.  
На уровне педагогов:
создать культуру непрерывного развития и сотрудничества, в которых обсуждаются наиболее эффективные способы интеграции ценностей Программы в учебно-воспитательный процесс; 
обеспечить гармоничную интеграцию ценностей Программы в содержание уроков (посредством обеспечения меж и внутрипредметных связей, подбора соответствующих текстов, заданий и задач); 
интегрировать проектную работу в учебно-воспитательный процесс; 
расширить формы внеучебной деятельности (акции, благотворительные и волонтерские мероприятия, культурные мероприятия, туристические выезды и посещения музеев, встречи с приглашенными стейкхолдерами и др.); 
На уровне сотрудничества с семьей:
укреплять сотрудничество с родителями и привлекать к организации и проведению совместных мероприятий (совместное обсуждение ценностей, принятие совместных решений для развития и благополучия детей); 
проводить родительские собрания в новом формате (индивидуальные и групповые консультации совместно с обучающимися, педагогические консилиумы, тренинги, семинары, дни открытых дверей, родительские конференции, педагогические гостиные) для отслеживания динамики развития обучающегося и предоставления качественной обратной связи; 
повысить педагогическую культуру родителей через организацию совместных мероприятий, родительских лекториев по актуальным темам воспитания и взаимодействию с обучающимися-подростками. 
 4.2 Создание благоприятной образовательной среды для реализации Программы: 
обеспечение безопасной, комфортной физической среды организации образования;
установление этических норм для всех участников образовательного процесса, поддерживающих основные ценности программы воспитания «Біртұтас тәрбие»;
создание инклюзивной среды, способствующей развитию личностного потенциала всех обучающихся.
установление значимых и уважительных отношений между педагогами, обучающимися и родителями / или законными представителями, стейкхолдерами;
создание условий для благополучия обучающихся через укрепление сотрудничества с родителями.
обогащение пространственно-предметной среды возможностями для творчества и созидания, согласно ценностям программы воспитания «Біртұтас тәрбие»;
применение разнообразных педагогических методов для активного вовлечения обучающихся с учетом их готовности к взаимодействию, сотворчеству;
создание возможности для выражения идей, мнений, умозаключений;
развитие открытого и позитивного общения с родителями;
установление и поддержание сотрудничества со стейкхолдерами для расширения образовательных возможностей обучающихся и поддержке в заботе о благополучии и успешности каждого обучающегося в становлении зрелой личности, полноценной самореализации;
организация школьных проектов и системы мероприятий, направленных на социальное развитие обучающихся и их участие в жизни сообщества.
4.3 Алгоритм реализации Программы
Управления образования областей, городов Астана, Алматы, Шымкент с участием руководителей местных исполнительных органов проводят совещания для презентации Программы Министерства просвещения Республики Казахстан;
Управления образования областей, городов Астана, Алматы, Шымкент создают рабочую группу по разъяснению Программы, в которую входят специалисты управлений образования, ответственные за воспитательную работу, методисты учебно-методических центров регионов. Члены рабочей группы, проводят семинары для методистов городских, районных отделов образования, курирующих воспитательную работу;
Рабочая группа разрабатывает план реализации Программы с учетом специфики областей, городов Астана, Алматы, Шымкента;
Методисты городских (районных) отделов образования, курирующие воспитательную работу, проводят информационно-разъяснительную работу среди методистов дошкольных организаций, заместителей директора по воспитательной работе организаций начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования;
Организации всех уровней образования рассматривают на педагогическом совете реализацию Программы воспитания «Біртұтас тәрбие» Министерства просвещения Республики Казахстан, на основе которой разрабатывают и утверждают план учебно-воспитательной работы организации образования на новый учебный год;
Управления образования проводят ежеквартальный мониторинг реализации программы «Біртұтас тәрбие». 
4.4 Ожидаемые результаты Программы
В результате последовательной и комплексной реализации Программы ожидается формирование и развитие ценностей и ключевых компетенций выпускников организаций всех уровней образования:
Ценность: независимость и патриотизм
Компетенция: продвижение национальных интересов
Выпускник дошкольной организации:
иметь элементарные представления о родине, стране, родном крае;
иметь знания о государственной символике Казахстана; 
стремиться к изучению государственного языка;
иметь знания о национальных праздниках, играх, традициях;
владеть умениями и навыками по бережному отношению к природе родного края.
Выпускник начальной школы:
знать и уважать государственный язык;
проявлять уважение к государственным символам и любовь к своей стране;
соблюдать и уважать традиции;
понимать ценность семьи;
проявлять интерес к изучению исторического и культурного наследия;
проявлять заботу об окружающей среде.
Выпускник основной средней школы:
знание и понимание истории, культуры и традиций Казахстана, ее независимости и важности ее сохранения; 
проявлять уважение к истории и культуре Казахстана;
проявлять уважение к государственным символам Казахстана, национальным праздникам;
знание и понимание гражданской и национальной идентичности; 
владение государственным языком и поддержка полиязычия; 
участие в волонтерской деятельности и проектах по сохранению и популяризации культурного наследия Казахстана; 
уважительное взаимодействие с представителями различных национальностей; 
готовность выполнять обязанности гражданина Казахстана, защищать интересы и ценности своей страны.
Выпускник средней школы:
осознание единства с народом/ государством и личной ответственности за развитие своего государства;
осознание национальной и культурной идентичности;
деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию, традициям, праздникам народа и государства; 
стремление к совершенству владения государственным языком; 
устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой культуры; 
готовность к защите своей родины, способность аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа и государства.
Выпускник технического и профессионального, послесреднего образования:
способность самостоятельно анализировать ситуации, делать выбор и принимать решения;
расширенные знания об истории, культуре, традициях и достижениях своей страны;
осознание единства с народом/ государством и личной ответственности за развитие своего государства; 
умение критически анализировать информацию для объективной оценки событий в стране и мире; 
свободное владение государственным языком, что способствует укреплению национальной идентичности; 
высокие профессиональные навыки и конкурентоспособность на рынке труда; 
готовность к защите суверенитета и независимости Казахстана, в том числе на международной арене.
Ценность: единство и солидарность
Компетенция: эффективная коммуникация
Выпускник дошкольной организации:
знать элементарные нормы поведения в семье, детском саду, общественных местах;
проявлять готовность к общению с другими детьми и находить общий язык с ними; 
стремиться к овладению государственным языком;
умение выражать мысли и чувства.
Выпускник начальной школы:
работать в команде, слушать друг друга и достигать общей цели;
быть внимательным и предлагать помощь другим;
проявлять уважение и быть терпимым к другим;
стремиться к совместным достижениям и поощрять коллективные усилия;
помогать друг другу в выполнении задач и решении проблем.
Выпускник основной средней школы:
понимать социальные нормы, этические правила общества;
строить доверительные отношения и поддерживать положительный климат в классе;
готовность нести ответственность не только за себя, но и за команду в целом;
уважать мнения и чувства других при совместной деятельности и взаимодействии;
строить позитивные отношения с окружающими и вносить вклад в общественную жизнь;
 Выпускник средней школы:
применять нормы общего и национального этикета в социальных, деловых и официальных контекстах; 
совместная деятельность с другими для эффективного выполнения задач и достижения общей цели;
понимать и разделять чувства, переживания и эмоциональное состояние другого человека;
осознавать и выполнять обязанности перед обществом, проявляющееся в действиях и решениях, направленных на благо общества, защиту окружающей среды и улучшение качества жизни людей; 
готовность помогать другим и участвовать в общественно полезных делах через школьные и внешкольные мероприятия, включая волонтерскую деятельность.
Выпускник технического и профессионального, послесреднего образования:
критически оценивать и корректировать собственное поведение при общении с другими людьми;
выражать собственные взгляды, проявляя взаимоуважение и солидарность;
эффективно работать в команде, способствуя достижению общих целей;
воспринимать другие (в том числе и противоположные) идеи и мнения;
находить компромиссы при решении конфликтных ситуаций, осознавая важность сохранения единства и согласия в обществе.
Ценность: справедливость и ответственность
Компетенция: служение обществу
 Выпускник дошкольной организации:
владеть элементарными навыками ответственности;
уметь выполнять обещания.
 Выпускник начальной школы:
говорить правду;
быть верным дружбе;
различать добро и зло, справедливые и несправедливые действия;
ответственно выполнять свои обязанности;
бережно обращаться с вещами и имуществом.
 Выпускник основной средней школы:
планировать и организовать свою деятельность.
анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам;
настойчивость, усердие в выполнении учебного задания;
осознать ответственность перед коллективом класса за порученное общее дело.
готовность прийти на помощь другому, проявить справедливость, доброту и отзывчивость;
 Выпускник средней школы:
умение руководствоваться принципом обеспечения равных прав и возможностей для всех людей без какой-либо дискриминации на основе расы, пола, возраста, вероисповедания и других характеристик; 
умение руководствоваться принципом справедливого, беспристрастного и честного обращения с каждым человеком, основанного на их заслугах и достоинствах;
рациональное и бережное использование финансовых, материальных и временных ресурсов;
способность работать в соответствии с установленными стандартами, нормами и правилами, обеспечивая их соблюдение; 
способность планировать и выполнять задачи в установленные сроки, демонстрируя надежность и дисциплину.
 Выпускник технического и профессионального, послесреднего образования:
оценить действия свои и других, учитывая равенство прав и обязанностей всех участников процесса;
выполнять свои обязательства качественно и в срок, осознавая важность каждого задания в общем результате; 
способность работать в соответствии с установленными стандартами, нормами и правилами, обеспечивая их соблюдение;
готовность принять и исправить ошибки, если они были сделаны, и нести ответственность за результаты своей работы; 
способность планировать и выполнять задачи в установленные сроки, демонстрируя надежность и дисциплину.
Ценность: закон и порядок
Компетенция: гражданский долг и добропорядочность
Выпускник дошкольной организации:
иметь элементарные представления об общепринятых нормах и правилах поведения;
уметь уважать старших; 
формировать элементарные навыки правильного поведения дома, в детском саду, общественных местах.
Выпускник начальной школы:
знать свои права и обязанности, соблюдать этические нормы, правила поведения в классе и школе; 
знать и соблюдать правила безопасности, в том числе правила дорожного движения;
сообщать педагогам или родителям об опасностях, которые они видят или о которых знают, чтобы принять меры по предотвращению и решению проблемы;
уважать права и достоинство своих педагогов, одноклассников, избегая любых форм дискриминации и преследования.
Выпускник основной средней школы:
знать основы правовой системы и прав человека;
осознавать необходимость соблюдения норм и правил для поддержания порядка и справедливости;
понимание значимости закона и порядка в обеспечении защиты и безопасности общества.
Выпускник средней школы:
способность контролировать свои мысли, эмоции и поведение, а также соблюдать установленные правила и процедуры в повседневных ситуациях в интересах общественного блага и поддержание гармоничных социальных отношений; 
следование моральным принципам и нормам, честное поведение в учебно-познавательной деятельности;
способность интегрировать принципы устойчивого развития в свой образ жизни, экономное потребление, использование альтернативных источников энергии.
Выпускник технического и профессионального, послесреднего образования:
правильно трактовать и понимать законы и правовые акты;
самостоятельно применять полученные правовые знания в реальной жизни, в решении конкретных практических ситуаций;
действовать в соответствии с правовыми нормами и правилами, чтобы поддерживать порядок и безопасность в обществе;
способность оценивать ситуации с точки зрения законности и этики и принимать обоснованные решения.
Ценность: трудолюбие и профессионализм
Компетенция: инновационное мышление
Выпускник дошкольной организации:
уметь выполнять несложные поручения по дому, в группе; 
иметь навыки ухаживания за домашними животными, комнатными растениями;
самостоятельно поддерживать личную гигиену, аккуратно одеваться и ухаживать за своими вещами, самостоятельно принимать пищу и убирать за собой; 
соблюдать правила личной безопасности.
Выпускник начальной школы:
знать и уважать особенности каждой профессии, труда других людей;
применять навыки самообслуживания и самоорганизации;
систематично выполнять необходимые работы в семье и в учебе дисциплинированно и качественно;
устанавливать цели и стремиться к их достижению усердной работой на основе навыков планирования, организации и анализа результатов;
усердно работать над развитием своих знаний и навыков.
Выпускник основной средней школы:
ценить труд, результаты своего и чужого труда;
интерес к изучению различных профессий и особенностей их труда; 
умение эффективно планировать свое время и вкладывать усилия для достижения и улучшения результатов любой деятельности;
понимание того, что труд – основа общественного и личного благополучия;
готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов, потребностей.
Выпускник средней школы:
академические и технические знания, знания о современных технологиях и методах, необходимые для эффективного выполнения задач; 
навыки самоорганизации, приоритизации задач, планирования рабочего времени;
готовность вкладывать усилия для достижения и улучшения результатов;
понимание принципов трудовой этики и стандартов качества;
постоянное стремление к развитию и обучению.
Выпускник технического и профессионального, послесреднего образования:
ценить труд, результаты своего и чужого труда, способность оценить вклад трудовых результатов для развития страны, общества;
осознавать социально-экономическую и политическую значимость труда в современном обществе;
готовность к участию в социально значимой трудовой деятельности в семье, школе, родном крае; 
понимать специфику трудовой деятельности, умение регулировать трудовые отношения, способность к самообразованию и профессиональному саморазвитию;
готовность к осознанному выбору вариантов дальнейшего образования и профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей.
Ценность: созидание и новаторство 
Компетенция: креативность
Выпускник дошкольной организации:
проявлять интерес к изобретательству на основе творческого воображения и фантазии;
иметь навыки рисования, лепки, конструирования;
уметь применять полученные умения и навыки для создания чего-то нового.
Выпускник начальной школы:
исследовать окружающий мир, задавать вопросы, проводить эксперименты и делать выводы на основе полученных данных;
генерировать новые идеи, видеть нестандартные решения задач и применять их на практике;
осваивать основы работы с компьютером и другие технологические навыки, способствующие реализации инновационных идей;
готовность участвовать в детских проектах, которые требуют применения новых подходов и технологий; 
осознавать значимость и последствия своих действий для окружающего мира.
Выпускник основной средней школы:
умение подходить к задачам творчески, предлагать собственные решения и идеи;
самостоятельно предпринимать действия и реализовывать проекты;
наблюдать, проводить измерения, эксперименты и опыты; 
моделировать, определять структуру объектов познания, искать и выделять взаимосвязи между разными частями одного целого, разбивать процессы на этапы, выявлять причинно-следственные связи;
умение находить оптимальные способы решения учебных задач, использовать для этого новые и комбинировать уже знакомые алгоритмы, применять их к решению нестандартных задач;
навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
Выпускник средней школы:
умение проводить исследования и применять научный подход; 
способность анализировать и оценивать информацию;
умение генерировать новые идеи;
владение современными цифровыми инструментами и технологиями;
способность принимать инициативу, создавать новые возможности и эффективно использовать имеющиеся ресурсы для реализации идей и достижения поставленных целей.
Выпускник технического и профессионального, послесреднего образования:
знания о современной научной картине мира, достижениях науки и техники;
умение аргументированно выражать понимание значения науки в жизни общества;
умение применять элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, исследовать более сложные реальные связи и их зависимости;
навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений;
навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты являются основой для мониторинга и оценки эффективности реализации учебно-воспитательного процесса
Согласовано
29.07.2024 15:30 Медетбекова Меруерт Аскарбековна
29.07.2024 16:57 Жумашев Каныбек Бекболатович
29.07.2024 18:36 Муханбетов Асет Гарифуллейович
29.07.2024 19:01 Куптлеуова Багымкуль Абубакировна
29.07.2024 20:29 Курманбекова Карлыгаш Жаркынбековна
30.07.2024 09:56 Нагметжанова Толкын Сериковна
30.07.2024 10:00 Акитаева Гульден Бериковна
30.07.2024 10:02 Дуйсенбаева Фариза Сансызбаевна
Подписано
30.07.2024 18:55 Бейсембаев Гани Бектаевич

Жаңартылған күні: 17.09.2024 22:20
Құрылған күні: 17.09.2024 22:20

Текст